С РОЖДЕСТВОМ!
Как Рождество праздновали в средневековой Бургундии?
День Всех Святых (1 ноября) предвещал окончание сельскохозяйственных работ. На День Святого Мартина (11 ноября) заканчивали посев озимых и удобряли почву (Святой Мартин, Сен-Мартен, особенно почитался в Нидерландах). В День Святого Клемента (23 ноября) крестьяне полностью завершали сев озимых. В День Святой Екатерины (25 ноября) сажали деревья и заканчивали помол зерна, поскольку в этот день прекращали сезонную работу все водяные мельницы.
Между Днем Святой Екатерины и Днем Святого Андрея (30 ноября), особо почитаемого бургундскими герцогами святого, обычно выпадал снег. Сперва он таял, но после 30 ноября ложился сплошным покровом. Далее начинался авент (avent), т. е. предрождественский пост. Обычно он длился 3 недели. В Пикардии и Лотарингии верили, что в этот период по полям и ночным деревенским улочкам бродят души тех, кто принял насильственную смерть, и мешают людям служить вечернюю мессу. В Двух Бургундиях существовал древний церковный запрет жениться во время авента.
25 декабря наступал один из важнейших христианских праздников – Рождество или Ноэль (Noёl), приуроченный к языческому обряду зимнего солнцестояния. Задолго до наступления праздника в деревнях начинали откармливать гусей и резать свиней, заготавливая колбасы. Накануне Рождества в очаге разжигался обрядовый огонь, а сам очаг растапливался рождественским поленом. Во время рождественской трапезы вся семья собиралась за праздничным столом, который в урожайные годы ломился от ритуальных блюд, приготовленных из фасоли, гороха и чечевицы, пирогов, фруктов, орехов и каштанов. На отдельном блюде подавался рождественский хлеб, украшенный веточкой омелы и остролистом. После трапезы еду оставляли на столе, а сами шли на рождественскую мессу. Остатки еды раздавали нищим. Атмосферу праздника и веселья поддерживали факельные шествия, колядование, танцы и прыжки через огонь.